Ираида Попова: «В душе я оставалась велогонщицей»

В музей областного спорта, где под занавес предпандемийного года договорились встретиться, Ираида Филипповна Попова впервые за много лет нашего плодотворного с ней сотрудничества пришла не как гостеприимная его хозяйка, а в качестве экс-велосипедистки, первой из тюменских спортсменок выполнившей мастерский норматив. Полагаю, её рассказ «о времени и о себе» будет интересен для тех, кто интересуется историй регионального спорта.

                                                                               Записал: Сергей Пахотин. Фото: из архива Ираиды Поповой

     — Годом рождения тюменского велоспорта можно считать 1956-й. Тогда директор первой и единственной в областном центре спортивной школы Пал Саныч Иоанидис распорядился включить в городскую спартакиаду школьников велогонку, участие в которой было обязательным. Спартакиадный дебют этих соревнований помню очень хорошо. Они собрали (я вчера на старой фотографии посчитала) семьдесят человек. Со старта уходили кто на чём, я – на дорожном велосипеде, которым распоряжался старший из двух моих братьев. Он снял со своей «собственности» крылья, отрегулировал под мою посадку руль и – вперёд! Повезло тем, кто занимался конькобежным спортом – они выступали на велосипедах типа гоночных, которые им выдавали на лето для тренировок. Примитивные были, конечно, но всё-таки облегчённые. В течение двух дней мы соревновались на грунтовой дороге, что вела к Дербышам: девочки на дистанции 15 километров, ребята – 25.

Велогонку в городскую спартакиаду Ионидис, как стало потом понятно, включил неспроста – она получила прописку на зональном и всероссийском уровнях. Так что после этих соревнований мы – победители и призёры – начали подготовку к ответственным стартам. И уже в следующем году, выступая на зональных соревнованиях в Бийске, мы стали третьими в командном зачёте и получили право представлять Западно-Сибирскую зону на финале Всероссийской спартакиады школьников в Сталинграде. Тогда же я стала ещё и призёром в «разделке» (гонка с раздельного старта). В эту нашу команду входили: Саша Пилипенко, старший брат которого является первым в Тюменской области мастером спорта по скоростному бегу на коньках, Нина Гаврилюк (она после школы закончила мединститут и работала на «скорой помощи»), Валя Толстых, Зоя Матигорова…

Перед поездкой на финал мы провели в Тюмени сборы, фанатично тренируясь на «пяти километрах асфальта» (улыбается). В Сталинграде мы с Сашей Пилипенко стали призёрами в гонке с раздельного старта и были включены в сборную России. Женскую команду из шестерых девочек отправили на сборы в Калининград – поближе к Риге, где намечалась Всесоюзная спартакиада. Тренировки на «берлинском шоссе» пошли впрок – мы завоевали командную «бронзу», а я стала второй в «разделке».

Мастерский норматив? Его я выполнила, когда училась в Омском институте физкультуры. Как туда попала – целая история (смеётся). По окончании школы я отправилась в Омск в надежде «показаться» там именитому тренеру Леониду Ивановичу Живодёрову. Но его в городе не оказалось. В общаге подружилась с баскетболисткой из Ишима. Готовясь к экзаменам, мы с этой Людой (так её звали) переписывали друг у дружки сочинения в надежде, что какое-то из них нам пригодится. Надежды оправдались. Но нас раскусили – «почему-то у вас много схожего – с одной шпаргалки списывали?». Люду представитель кафедры спортивных игр отстоял. Меня же отстаивать было некому. В итоге абитуриентку Сидорову (моя девичья фамилия) к дальнейшей сдаче экзаменов не допустили (смеётся).

Вернувшись домой, устроилась работать (по «протекции» Пал Саныча) на завод АТЭ методистом физкультуры – проводила в цехах производственную гимнастику. Попутно, вычислив бывших лыжников, экипировала их на профкомовские деньги, и они выступали на городских соревнованиях. Я ведь, пока не связалась с велоспортом, лыжными гонками серьёзно занималась. В первую спортивную школу начала ходить с шестого класса, а нашим первым тренером был Александр Калинович Нохрин. Помню, в День Конституции (5 декабря 1956 года) проходило открытие зимнего спортивного сезона. В этих городских соревнованиях мы сборной нашей ДСШ, в которую кроме меня входили три Люды: Горлова, Вахмянина и Баронова, выиграли женскую лыжную эстафету. Но тогда я уже считала себя велосипедисткой.

Прокол на вступительных экзаменах в физкультурный институт, не отбил желания повторить попытку. Но моим планам помешал Саша Пилипенко. Приехав домой после летней сессии (вместе с баскетболистом Колей Вешкурцевым они учились в Челябинске), он при первой же встрече укорил: «Я тебе говорил – поехали с нами в Челябинск, а ты рванула в какой-то Омск». Мои доводы, что я поехала туда из-за велоспорта, который там сильно развит, его не убедили (улыбается), и он стал агитировать поступать в их институт. Мы, мол, с Коляном поедем с тобой за компанию (у них как раз в период сдачи вступительных экзаменов практика намечалась, или что-то ещё). В итоге ребята меня убедили, и я вместе с ними отправилась в Челябинск. Поскольку специализации вело в институте не было, поступила на кафедру лыжного спорта. Но в душе я всё-таки оставалась велогонщицей.

Накануне первой экзаменационной сессии ко мне в Челябинск нагрянул тренер нашей ДСШ по лыжным гонкам и велоспорту Герман Андреевич Петров (он учился заочно в Омском ИФК). Справившись о здоровье и настроении, мой тюменский наставник заявил: я, мол, переговорил с Живодёровым, он сожалеет, что тебя проморгали, так что, сдавай сессию, пакуй чемодан и прямиком в Омск – с переводом проблем не будет. И с февраля 1959 года я продолжила учёбу в Омском институте физкультуры. В тренировочный процесс втянулась быстро. Меня включили в сборную института, и в середине марта мы отправились на учебно-тренировочные сборы в Сухуми. Так, с первого курса я закрепилась в этой команде, став за годы учёбы мастером спорта СССР.

Этот же вуз окончил мой муж, ушедший из жизни в 2010 году. С перспективным уфимским волейболистом Женей Поповым мы учились на одном курсе. Школьником он играл за юношескую сборную своего города, а когда учился в техникуме, брали выступать и за взрослую. Мы оба жили в общежитии. Поначалу просто общались, а потом возникла дружба, переросшая в любовь. В конце третьего курса поженились, а на четвёртом (выпускном) я родила девочек-близняшек. По окончании института Евгения ждали в Уфе – предлагали хорошую работу и в перспективе гарантировали квартиру. Но мы предпочли Тюмень, где нам предложили тренерскую работу в моей родной спортшколе с предоставлением жилья. Специально под нас Пал Саныч открыл в ДСШ два новых отделения: волейбольное и велоспорта.

Из досье «СР»

Уроженка Тюмени Ираида Филипповна Попова в 1963 году окончила Омский институт физкультуры. В студенчестве была призёром первенства России и ЦС ДСО «Буревестник», победителем Всесоюзных студенческих игр. Первой из воспитанниц тюменского спорта выполнила мастерский норматив в велогонках. До принятия в 2003-м предложения возглавить музей истории областного спорта занималась преподавательской деятельностью, двадцать последних лет руководила физвоспитанием в торгово-экономическом техникуме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *