Олег Скаморовский: «Везёт тому, кто везёт»

«Надо уметь отличать шумы от сигналов». Эту фразу, произнесённую Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в одном из своих интервью, я понимаю так: все испытания, посланные свыше, нужно понять, принять, достойно пройти и обрести опыт, а на то, что из категории «шумов», не тратить своё время, силы и нервы. Вспомнилась же она при разговоре с Олегом Скаморовским, воспитавшим плеяду титулованных спортсменов с ограниченными физическими возможностями, самый известный из которых – чемпион Паралимпийских игр Антон Прохоров.

Текст: Светлана Нечаева. Фото: Василий Баранов и из архива Олега Скаморовского

— Олег Аркадьевич, что сподвигло вас, наставника легкоатлетов, брать в свою группу подростков с ограниченными физическими возможностями?

— Всё получилось само собой. Первым ко мне пришёл Роман Куликов, который учился в Ишимской школе-интернате для глухих и слабослышащих. Видя его желание всерьёз заняться бегом и стремление быть лучшим, стал с ним работать. Конечно же, осознавал: беря в команду такого парня, становишься ответственным за его судьбу, и значит должен быть ему и наставником, и другом, и отцом. И Куликов стал лучшим, он – заслуженный мастер спорта по лёгкой атлетике, призёр Сурдлимпийских игр и чемпионата мира. А ещё Рома стал хорошим примером для сверстников. Видя его успехи, в команду пришли Роман Ермаков, Александр Наумов, Арина Воротынцева, другие ребята. Их не надо было убеждать, уговаривать, они сами видели, чего достигают успешные спортсмены: получают образование, пожизненные стипендии, их награждают медалями, предоставляют жилье… Спорт для них становился путёвкой в жизнь, обретал смысл, мотивировал к победам. Роман уже не в команде, но мы с ним общаемся, поздравляем друг друга.

     — А как вы общаетесь с глухими ребятами?

— Первое время писал задание на бумаге, потом заметил, что они очень хорошо читают по губам. Конечно, эмоции письменно не донесёшь, но они видят каждый твой жест, наблюдают за мимикой, от них очень трудно что-то спрятать, скрыть, например, обиду, досаду, огорчение. А так… Мы же с ними постоянно вместе – на тренировках, сборах, соревнованиях, так что научились понимать друг друга.

     — Слышала, что на тренировках вы спрашиваете с особенных ребят также строго, как и с физически здоровых. Вам их не жалко?

—  Жалость – плохой помощник в работе тренера. Все мои подопечные – одна команда, и дисциплина для всех одна. Ребята с ограниченными физическими возможностями всё это отлично понимают и не требуют к себе снисхождения. Бывает, накричишь, наругаешь, но ты прав, и они это чувствуют. А потом всё равно – все претензии к себе: может неправильно объяснил, не донёс. Считаю, что всегда виноват объясняющий. Правда, им я этого не говорю (улыбается).

     — У вас есть последователи? Кто-то из тренеров принял в свои команды подростков с инвалидностью?

— Когда мы с Ромой Куликовым стали покорять спортивные вершины, коллеги кивали в мою сторону: «Повезло Скаморовскому». Я отвечал: «Везёт тому, кто везёт. Это со стороны кажется, что всё так просто. Попробуйте сами. Только готовьтесь к тому, что пройдут годы, прежде чем начнёте побеждать. Заряжайтесь лет на десять, а лучше на всю жизнь». Многие тогда последовали моему примеру, но не все достигли таких результатов. Потом уже, когда другие мои воспитанники вышли на мировой спортивный уровень, про моё «везение» уже никто не говорил.

     — А как в вашу команду попал Антон Прохоров?

— Его мне порекомендовала Татьяна Ивановна Мажукина, специалист по социальной работе с детьми-инвалидами. Она сама возила их на соревнования, знала, кто на что способен. Про Антона сказала так: «Присмотрись, парень хороший, упорный, трудолюбивый. Хочет заниматься спортом профессионально». К тому времени у меня уже поднакопился опыт – я тренировал детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья – С.Н.), были и определённые достижения. Спросил парня: «Есть желание всю жизнь заниматься лёгкой атлетикой? Готов побеждать?». Впрочем, можно было и не спрашивать – у него глаза горели, он рвался в бой. Таких ребят не так много, но они есть. Антон с первого дня неутомимо тренировался, и мы шаг за шагом, год за годом шли к Олимпу. Победы на чемпионатах России его вдохновляли, придавали уверенность в собственных силах и, главное, приближали к заветной мечте. В преддверии XVI летних Паралимпийских игр Антон уже был двукратным призёром чемпионата мира, победителем и многократным призёром чемпионатов Европы, неоднократным чемпионом России по лёгкой атлетике среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА). Но прежде, чем попасть в сборную страны, нужна была международная квалификация. И тогда, на самом ответственном этапе, нам очень помог Юрий Константинович Шафраник, выделив деньги из фонда «Наш выбор – малая Родина» на поездку Антона в Голландию, где тогда в 2013 году проходили Всемирные игры. Он поверил в нас, и мы его не подвели – Антон стал на них серебряным призёром в беге на 100 метров. Его заметили, и в 2014 году в самый последний момент включили в сборную страны для участия в чемпионате Европы. Там была победа в беге на 200 метров, а потом – целая череда других громких побед, вплоть до паралимпийского «золота». Кстати, Юрий Константинович в числе первых поздравил нас телеграммой с токийским триумфом, и пригласил на празднование юбилея фонда.

     — Да, после токийского триумфа весь мир рукоплескал вашему воспитаннику! Кадры финального забега на 100 метров захватили интернет. А где вы были в это время?

— Когда Антон Прохоров «воевал» в Токио, а двое наших ребят – Даниил Баганов и Константин Гребенщиков – бились за медали на чемпионате мира в Польше, я находился в Ишиме на стадионе. Мы вместе с учениками смотрели победный забег Антона, эмоционально «подгоняя» его на финише. Кстати, Даниил с Константином тоже нас порадовали – привезли с чемпионата мира «золото», «серебро» и две «бронзы». Вообще-то я собирался на Паралимпийские игры и потому отказался от поездки на чемпионат мира. Но в последний момент нас предупредили, что для всех, кроме самих участников Игр, карантин обязателен, так что не было смысла ехать в Токио, чтобы просидеть две недели в номере, и наблюдать за соревнованиями по телевизору. В итоге и на Паралимпиаде, и на чемпионате мира ребята бились за награды без меня, но они знали, что сердцем я, конечно же, был с ними.

— В Токио Прохоров не только стал чемпионом в беге на 100 метров, но и установил мировой рекорд. Думаю, вся Россия болела тогда за него.

— Я тоже так думал. Но когда стал читать комментарии в соцсетях, чего я обычно не делаю, то на глаза попался такой текст: «Прохоров без одной руки, а там с ним соревновались спортсмены без ног, на протезах». Так обидно стало за парня. Знаете, когда Антону в детстве ампутировали руку, под угрозой ампутации была и правая нога. Её просто чудом удалось спасти. Она и по сей день его беспокоит, и бегает он, превозмогая боль.

— Насколько мне известно, Антон мог выступить и на предыдущей Паралимпиаде?

— Конечно, у нас даже были взяты билеты на рейс. Когда российскую сборную не допустили к Играм в Рио де Жанейро, это был удар ниже пояса! Чувство горечи и внутренней пустоты от происходившей несправедливости словами не передать. Так готовились, так настраивали себя на борьбу, и вдруг – отбой. Понятно, когда не можешь повлиять на ситуацию, лучше о ней не думать, не палить свои нервы зря. Но всё равно обидно. Ущемлённых паралимпийцев успокаивали, и даже организовали для них открытые Всероссийские соревнования, приравняв их к Паралимпийским играм и выплатив медалистам соответствующее денежное вознаграждение. Но разве это сравнится с радостью победы, добытой в честном соперничестве с сильнейшими спортсменами планеты?

     — Олег Аркадьевич, до прихода на тренерскую работу вы занимались лёгкой атлетикой?

— Нет. Сначала был баскетбол. Я учился и жил в школе-интернате № 6 города Ишима. Мы с друзьями узнали, что в четвёртой школе есть секция баскетбола, которую ведёт Николай Климентьевич Курочкин, соратник Василия Алексеевича Порфирьева, заслуженного тренера СССР, первого наставника олимпийских чемпионов: гимнаста Бориса Шахлина и лыжника Николая Аникина. Я записался и с радостью занимался баскетболом несколько лет. Потом, когда поступил в Тюменское педагогическое училище, занялся лёгкой атлетикой. Первым тренером в этом виде спорта стал для меня Константин Спиридонович Брюханчиков. Он сумел привить любовь к «королеве спорта» на всю жизнь. И по сей день я тренирую только легкоатлетов. После окончания училища и службы в армии поступил на заочное отделение Омского института физкультуры, и пришёл на работу в Ишимскую ДЮСШ № 2. Директором тогда был Александр Николаевич Бородулин, мастер спорта по лыжным гонкам и велоспорту. Это был 1983 год. С того времени в этой школе я и работаю. Жаль, что нет у нас тренировочного зала, и мы с легкоатлетами круглый год тренируемся на улице – бегаем в роще и на стадионе. Недавно нам купили барьеры – хорошо, спасибо. Но как через них бегать зимой по снегу? Лёгкая атлетика не терпит перерыва, ею нужно заниматься 365 дней в году. Мы не ропщем и не унываем. Старшие ребята привыкли, закалились, а вот младшие мёрзнут, хотя вида не подают – хорошая растёт смена.

     — А глава Ишима знает о ваших проблемах?

— Лично с Федором Борисовичем Шишкиным я познакомился вскоре после того, как он, награждая меня и Антона знаком «За заслуги перед городом», с гордостью и, одновременно, с удивлением выслушал информацию ведущего торжественной церемонии о моих тренерских заслугах. Так вот, узнав во время последующей с ним встречи о наших проблемах, он спросил, почему я никогда не обращался к нему напрямую? Кстати, после этого нам на городском стадионе выделили места в раздевалке, и теперь не приходится носить с собой спортинвентарь и переодеваться на улице. Это хорошо. Но прежние проблемы никуда не делись, и, значит – снова настрой на преодоление. Благо, в настоящее время основная часть нашей подготовки проходит в тюменском легкоатлетическом манеже. Большую помощь нам оказывает директор областного ЦСП (центр спортивной подготовки – С.Н.) Елена Валерьевна Брохес, за что мы ей очень благодарны.

Знаете, каким вопросом однажды сам себя озадачил: смогли бы мои воспитанники добиться таких успехов, работай я с ними в идеальных условиях? Однозначного ответа у меня не нашлось. А может нашим победам как раз способствуют бесконечные проблемы и трудности, преодолевая которые, мы становимся только сильнее.

Из досье

Пятого марта коренной ишимец Олег Аркадьевич Скаморовский отметил своё 60-летие. Заслуженный тренер России. Судья республиканской категории по лёгкой атлетике. Победитель областного конкурса «Спортивная элита-2021» в номинации «Лучший тренер по подготовке спортсменов с ограниченными физическими возможностями». Женат. Единственная дочь «подарила» родителям двух замечательных внуков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *