«Быть первым на подиуме — мечта каждого честолюбивого гонщика»

Записал: Сергей Надеждин. Фото: из архива Владимира Гороховцева

«Курс молодого бойца» от супер-пилота
— Меня с детства тянуло к технике, видимо, сказывались отцовские гены — он всю жизнь водителем проработал на «скорой». Недалеко от нашего дома была мастерская, где собирали картинги, на которых гоняли только успешные лихие ребята. Им нужны были помощники, и мы, школьники, крутили гайки, разбирали и мыли двигатели. Работа чёрная, трудоёмкая, но почётная (улыбается), и дававшая определённый опыт. В студенчестве, подрабатывая на станции техобслуживания, начал разбираться в двигателях. Потом прошёл «малярку», то есть, кузовные работы — научился не только сваривать, но и выправлять детали, плюс шпаклевать, красить… Ещё ходил на автодром, когда там проходили гонки на «Волгах» на выживание.
А где‑то лет пять-семь назад начал активно болеть за друга, который занимался автоспортом. Собственно, он меня к этому делу и приобщил. Сперва, типа — поехали на автогонки, поболеем… Ходили, болели. Потом стал ходить на соревнования с его участием. А затем решил попробовать сам. И, слава богу, всё получилось. Первая машина у меня была арендная, потом я собрал свою — «восьмёрку». На ней и начал здить, тренироваться, участвовать в соревнованиях — сперва в областных, потом на первенстве УрФО. А затем, поднаторев в мастерстве, начал принимать участие и в чемпионатах страны, выступать на этапах Кубка России — в Курске, Воронеже, Казани, Ростове, Тюмени…
Соревновался и на автодроме в Упорово, отметившем нынче своё 15‑летие. Трассу построил Сергей Спиридонов, который, будучи главой района, активно развивал автоспорт. Жаль, что этот мужественный, ответственный, патриотичный человек рано ушёл из жизни — Сергей Николаевич вместе с сыном (парнишка был успешным картингистом) погиб в автокатастрофе. Кстати, это он привёл моего друга в автоспорт. Сегодня на упоровской трассе вот уже десять лет кряду мы проводим ежегодную гонку мастеров памяти Сергея Спиридонова, которую традиционно поддерживает Николай Сергеевич Тришкин, его хороший друг. На неё приезжают пилоты со всей страны. В качестве главного приза мы выставляем автомобиль. За второе место вручаем какой‑нибудь телевизор, за третье — пылесос или микроволновку. Это мы всё за собственные деньги организуем. Неравнодушных к автоспорту людей, участвующих в спонсировании гонки, немало. В числе самых активных — генеральный директор «Мостостроя-11» Николай Александрович Руссу, депутат областной Думы Владимир Ильич Ульянов, генеральный директор АО «Транснефть — Сибирь» Виктор Александрович Бронников…
Горжусь, что моим тренером является Алексей Свалов. Многократный чемпион страны по автокроссу, он и на картингах гонял, и в ралли-кроссе, в котором до сих пор выступает в составе руководимой им свердловской команды. В своё время Алексей работал тренером в детской спортивной школе в Верхней Пышме, где до сих пор живёт. А познакомились мы с ним в Екатеринбурге на соревнованиях — он как раз участвовал в гонке, как пилот. Меня тогда впечатлила его гоночная машина — вся блестит, сияет, как новенькая, и ни одной вмятинки, как будто только что с автосалона доставлена! Такой же она выглядела и после победного финиша! Конечно же, я был в восторге от его пилотирования — грамотного и эффектного одновременно. Там, в Екатеринбурге, после полезного обстоятельного разговора я записался к нему на курсы и добросовестно прошёл «курс молодого бойца» (улыбается).
На гоночной трассе друзей не бывает
В 2015 году под чутким руководством своего наставника я проехал все этапы Кубка России, стал бронзовым призёром чемпионата страны и выполнил норматив мастера спорта. Конечно, радость была неописуемая, ведь, на такие турниры съезжаются достойные гонщики со всей страны. Мы постоянно соревнуемся в разных городах, хорошо друг друга знаем, нас связывают дружеские отношения. Но на гоночной трассе друзей не бывает, потому что перед каждым стоит одна и та же задача — выиграть. По всей стране наберётся около сотни спортсменов, участвующих в гонках. И попасть в первую десятку — это уже здорово. А когда попадаешь в призовую тройку — это супер! Конечно же, элемент везения при этом присутствует, как без этого. Но оно не из разряда «лотерейных». В гонке, чтобы тебе повезло, необходимо проделать ответственную трудоёмкую работу. Только тогда придут составляющие успеха: практические навыки, хорошо и правильно подготовленная машина. Но прежде — работа над ошибками после каждого турнира. Ну и настрой на победу, без него — никуда.
Я сейчас начал параллельно заниматься дисциплиной ралли-кросс. Выступал на своём «Логане» в Казани, Грозном, Рязани… К сожалению, не получилось в июне съездить на престижную гонку в Питер. Она проходила на автодроме «Игора Драйв» (он в топе мировых), это рядом с северной столицей, там я ещё не катался. Мои результаты в ралли-кроссе пока слабенькие: попадаю пятым-седьмым финалистом, не более того. Но лиха беда начало. Думаю, придёт время, и в этой дисциплине домчусь до призового подиума. А для этого необходимо трудиться до седьмого пота и набираться соревновательного опыта. Я к этому готов.

Доживём и до ралли-рейдов, и до дрифта
Готов работать и на развитие тюменского автоспорта, вовлекая в него как можно больше молодёжи. Задел есть. В этом году нам, совместно с городской администрацией, областным правительством и региональной федерацией автоспорта, возглавляемой Владимиром Соколовым, удалось построить новую трассу в Антипино. В мае провели там свои соревнования. Тяжеловато было ездить — жара, пыль столбом… После этого хорошенько с ней поработали — укатали, выборку сделали, пролили… И уже в июне провели на ней чемпионат России по автогонкам. Кроме нас новую трассу тестировали пилоты из Свердловской, Омской, Рязанской областей, Красноярского края, а также Москвы и Сочи. И все говорили, что ездить по ней было приятно. Такая оценка гостей — не дань вежливости. Проверено на себе — мне удалось одержать победу в классе «Супер-1600». Будем эту трассу совершенствовать и проводить на ней не только летние соревнования, но и зимние. Надеюсь, со временем нам удастся совместными усилиями сделать её одной из лучших для соревнований в кроссе. Потом, если подтянем спонсоров, мы и для ралли-рейдов её приспособим, и для картинга. Да и для набирающего популярность дрифта, признанного не так давно министерством спорта России спортивной дисциплиной. Очень зрелищная гонка с использованием управляемого заноса на максимально возможной для удержания на трассе скорости прохождения поворотов. Словом, много технических видов спорта можно будет завести на одну площадку.
Напомню, что у нас имеется приличная трасса и близ села Кулаково — «Силкин Лог», где мы на протяжении многих лет принимаем соревнования различного уровня. Вот и нынче, вскоре после проведённого в Антипино чемпионата страны, там прошли два этапа Кубка России по автоспорту. В кроссовой дисциплине на грузовиках и на уазиках соревновались сильнейшие пилоты из Москвы, Рязани, Кургана, Режа, Ульяновска, Читы, Тольятти и Тюмени. На озере Алебашево проводим зимние гонки — трек. Там же, совместно с ГИБДД организуем автогонки с участием МЧС, Росгвардии, спортсменов… Молодёжь туда подтягиваем. Вы заметили, что сегодня в Тюмени редко встретишь гоняющих по вечерним улицам лихачей. Теперь они «адреналинят» на наших оборудованных трассах, получая навыки вождения и приобщаясь к экстремальному спорту.
Поспешный маневр обернулся «тройным тулупом»
Автогонка — чистейший экстрим. Залог успеха в ней — это, прежде всего, технически подготовленная машина. Она должна быть оборудована каркасом безопасности, системой пожаротушения, специальным анатомическим креслом и пятиточечными ремнями. Но решающую роль в успехе играет, безусловно, опыт. Мастерство водителя проявляется в умении чётко, быстро, качественно проехать трассу с соблюдением всех требований и правил. Не скрою, порой по ходу гонки даже биться приходится. Но это не какие‑то осознанные жёсткие удары, скорее, это лёгкая притирка к сопернику, чтобы маленько его отодвинуть (улыбается) — не более того.
Пройдя в автоспорте путь от новичка до мастера спорта, я ни разу не перевернулся. Хотя… Однажды меня всё‑таки угораздило попасть в переделку. Это было два года назад. На финальном этапе Кубка России в Первоуральске я шёл вторым, но возможность обойти лидера была. А быть первым на подиуме — это мечта каждого честолюбивого гонщика. Так вот, в ходе решающего маневра, я маленько поторопился. Какие‑то доли секунды и всё — я взлетаю! Сразу руль отпускаю, переворачиваюсь в воздухе (этакий «тройной тулуп»), и кабиной приземляюсь! Всё, слава богу, обошлось, потому что машина правильно оборудована для экстремальной гонки. Это и омологированный, прошедший сертификацию каркас, и специальное карбоновое сиденье, тоже омологированное, и пятиточечные ремни безопасности (их нужно затягивать так, чтобы тебя предельно плотно прижимало к сиденью), и система пожаротушения. Плюс — надёжная экипировка (она не горит). Есть и много всяких тонкостей, которые всегда необходимо учитывать перед гонкой, иначе могут быть тяжёлые последствия. Кто относится к этому беспардонно, тот получает в критической ситуации тяжёлые травмы. Я же не приучен надеяться на авось, и мне воздалось. Но машину пришлось капитально ремонтировать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.