- 2 ноября, 2021
- 22:05
В планах историка из Германии работа над монографией, посвящённой «Бессмертному полку»
Записал: Игорь Березин. Фото: из архива Геннадия Иванова
— Нет, в Германию я не летал (улыбается) — наша недавняя встреча состоялась в Тюмени, куда Михаил Габович прибыл вместе с Александрой Архиповой, известным антропологом и фольклористом из Москвы, старшим научным сотрудником Школы актуальных гуманитарных исследований Института общественных наук РАНХиГС. Замечу, что встреча с Габовичем не была спонтанной — о планируемом визите в наш город он сообщил мне загодя. Наше интернет-знакомство состоялось четыре года назад. Из завязавшегося с ним виртуального общения и целенаправленного блуждания по лабиринтам глобальной сети я узнал, что Михаил Евгеньевич родился в 1977 году в Москве, но трёхлетним ребёнком эмигрировал с родителями в Германию. Что в 1998‑ом окончил Оксфордский университет, а в начале двухтысячных около пяти лет кряду редактировал московский журнал «Неприкосновенный запас». Что является редактором-составителем книги «Память о войне. 60 лет спустя», вышедшей в 2005 году в Москве.
А ещё, что Габович — невероятный полиглот. Процитирую фрагмент из его рассказа о себе: «Мне очень повезло со знанием языков. С детства я наряду с родными (русским и немецким) практически на уровне носителя языка владею французским и английским. Сносно изъясняюсь по‑итальянски, по‑испански и по‑украински, понимаю белорусский, польский, идиш и португальский и обычно могу уловить суть текста на любом другом славянском, романском или германском языке. Мне также приходилось работать с документами на эстонском (языке некоторых моих предков), а в школьные и студенческие годы я получил сертификаты о знании японского, турецкого и арабского (не говоря о пяти годах изучения латыни и одного — древнегреческого). Все эти языки я сейчас использую редко и фактически забыл, но опыт показывает, что за несколько дней нахождения в соответствующей языковой среде удаётся восстановить базовый уровень понимания».
В спектр профессиональных интересов Михаила Габовича входят, в том числе, памятники, социальные движения, коллективная память и, конечно же, «Бессмертный полк», беспрецедентное шествие которого по планете давно вызывает интерес не только у простых людей — историки, политики, журналисты пытаются дойти до сути этой уникальной акции, не знающей аналогов. Во время нашей встречи учёные гости взяли у меня большое интервью. Они интересовались историей рождения идеи, её восприятия людьми на начальном этапе, динамикой движения, и много чем ещё. Подробно ответив на все волновавшие их вопросы, я вручил каждому собственноручно подписанную книгу «Бессмертный полк: от Тюмени по всей планете». А ещё рассказал им о сентябрьских акциях, проведённых активистами Тюменского регионального движения «Бессмертный полк России»…
Первой такой стал «марш-бросок» небольшой колонны «Бессмертного автополка» в село Колесниково Заводоуковского района — на родину моего отца Кирилла Матвеевича, с портрета которого 9 мая 2007 года началось беспрецедентное виртуальное шествие победителей. Стартовали мы (в день 76‑й годовщины окончания Второй мировой войны) с площади Памяти, где возложили цветы к Вечному огню. А прибыв к месту назначения, высадили (совместно с учащимися старших классов местной школы) в память Кирилла Матвеевича Иванова именную голубую ель у мемориала погибшим односельчанам. Кстати, 24 июня посадкой аналогичной именной ели активисты регионального движения поздравили Михаила Андреевича Никишина, последнего из оставшихся в живых нашего земляка — участника исторического Парада Победы, прошедшего по Красной площади Москвы как раз в этот день 1945 года. Место для саженца выбрали самое что ни на есть подходящее — возле одного из многоэтажных домов на улице… Парада Победы. Да-да, есть такая в областной столице, кстати, единственная с таким названием в России — она расположена в живописной зелёной зоне на Мысу. Михаил Андреевич, которому 15 ноября исполняется 100 лет, не остался в стороне — попросив лопату, он вместе с сыном Сергеем принял участие в посадке именного символа.
А 13 сентября этой же командой активистов мы направились в село Семёново того же района, где состоялась торжественно-траурная церемония погребения останков Якова Захаровича Важенина, сержанта, пропавшего без вести в феврале 1942 года. Останки были обнаружены кировским поисковым отрядом «Факел» в ходе проведения поисковых работ на территории Старорусского района Новгородской области. В последний путь земляка провожали более ста человек — семья, поисковики, представители районной администрации и военного комиссариата, движение «Бессмертный полк России», воспитанники военно-патриотических клубов и местные жители. Солдат был погребён с отданием воинских почестей рядом с могилами отца, матери, жены и дочерей…
Под занавес нашей встречи Михаил Габович заметил, что планирует начать работу над монографией, посвящённой «Бессмертному полку».