- 24 декабря, 2020
- 21:51
Непобедимый
Первый день нового учебного года третьеклассник Витя Филиппов провёл не на торжественном школьном построении, а на озере Магат, что в полусотне километров от Тюмени. Тогда, впервые выехав с отцом на охоту, юный дебютант блестяще прошёл «боевое крещение» — уложил одним прицельным выстрелом сразу двух уток! Иначе как пророческим сей факт не назовёшь. Пройдёт время, и Виктор Филиппов станет самым метким в мире полицейским, с которым на протяжении почти двух десятков лет не могли совладать ни азартные американские «ковбои», ни коварные арабские «шейхи», ни прочие иноземные стражи правопорядка.
Текст: Сергей Пахотин. Фото: из архива Виктора Филиппова
Из новичков – в «перворазрядники»
Тот, предельно красноречивый знак судьбы остался тогда без последствий – в стрелковую секцию при Дворце пионеров наш вундеркинд запишется лишь пару лет спустя, чтобы месяца через три её покинуть. Вторично судьба просигналила Филиппову в пору его действительной службы в советской армии – после окончания сержантской школы.
— Помню, замполит нашей части дал мне на экзаменах по огневой подготовке свой ПМ (пистолет Макарова – С.П.) — вспоминает мой собеседник. — Я произвёл три выстрела и … все три – в «десятку»! Меня тут же освободили от всех «посторонних» дел и перевели в спортроту. «Квартировали» в Мытищах. В то время на месте будущего олимпийского стрельбища располагался стрелковый полигон с тирами и деревянными домиками. В одном из таких мы и жили, и трапезничали собственноручно приготовленными «деликатесами». Каждодневные многочасовые тренировки не прошли даром. Первые в своей жизни официальные соревнования (первенство дивизии), в которых выступали несколько мастеров спорта, в том числе и международного класса, я выиграл, выбив из спортивного револьвера 285 очков из 300 возможных. После этого турнира мне, не имевшему до той поры никакой спортивной квалификации, присвоили первый разряд.
Незадолго до дембеля прогрессирующему стрелку из Тюмени предложили остаться в спецвойсках МВД на сверхсрочную службу, заверив, что ничем, кроме стрельбы, ему заниматься не придётся. Согласился. А буквально через месяц-полтора вышел приказ: всех спортсменов загнать в казармы. В течение года, пока решался вопрос с переводом Филиппова в «подходящие» для стрелкового профи войска, ему пришлось наравне со всеми заниматься охраной особо важных государственных объектов – института космических исследований, института ядерной физики имени Курчатова, ряда других.
… И он свой выбор сделал
— Знаю, чтобы перевести меня в спортроту других войск, мои ходатаи дошли до министра внутренних дел, — делится Филиппов, — всё это время я упорно занимался, приходя на тренировки даже после ночной смены. С тех пор (шёл 1977 год) я профессионально занялся стрельбой. А тремя годами позже попал в национальную команду СССР… Да, это уже после московской Олимпиады.
На тех «домашних» Играх олимпийским чемпионом по стрельбе из матчевого пистолета стал Александр Мелентьев, с которым, как заметил Виктор, они «постоянно кочевали по сборам да соревнованиям, выигрывали командный чемпионат Советского Союза». Вдохновлённый победой своего товарища, тюменец выиграл первый же постолимпийский турнир – зимний чемпионат ЦС «Динамо», повторив в стрельбе из пневматического пистолета тогдашний мировой рекорд: 394 очка из 400 возможных. После этого выступления Филиппова и включили в сборную страны, под флагом которой он дебютировал на чемпионате Европы-81.
— Тот турнир я до сих пор хорошо помню, — с грустной улыбкой вспоминает Виктор. — Приехали мы в греческую столицу, поселились на пятом этаже уютной гостиницы. А буквально за два дня до начала соревнований Афины тряхануло, сила подземных толчков достигала семи с половиной баллов. Наша гостиница частично обрушилась, были пострадавшие. Сразу же встал вопрос о целесообразности проведения чемпионата. Часть участников на следующий же день после стихийного бедствия разъехалась по домам. Но все сильнейшие остались, и турнир состоялся. Мы тогда одержали командную победу, обновив попутно рекорды Европы и мира. А я стал четвёртым в личном зачёте.
После распада СССР Филиппова дважды привлекали в качестве тренера для подготовки молодёжной сборной России к чемпионату Европы. И оба турнира (в Чехии и Болгарии) его команда выиграла. Приглашали готовить «молодёжку» и к третьему чемпионату, но…
— К тому времени мне удалось подготовить в УВД хорошую команду, — поясняет отставной полковник. — Мы уже стали не только выезжать на чемпионаты МВД России, но и выигрывать их. Появились доморощенные мастера спорта по стрельбе из боевого оружия: Ольга Булатова, Нургали Минибаев, Ольга Михеева… Так что передо мной встала дилемма: либо всерьёз сосредоточиться на своей команде, либо продолжать разрываться на два фронта. И я свой выбор сделал. Тем более, что в 1994 году нам предложили представлять МВД России на первых Олимпийских играх полицейских.
Как сибиряк шокировал Америку
— Наш дебют в американском Бермингеме (штат Алабама), где проходили эти соревнования, удался на славу, благодаря предварительно проведённой «разведке боем», — продолжает Филиппов. — За полгода до начала Игр, по предварительной договорённости с оргкомитетом, мы в течение полутора недель получали уроки мастерства от добродушного гиганта–полицейского Майкла Стагса, одного из организаторов Олимпийских игр. Все его тренировки, которые мы добросовестно засняли на видеокамеру, помогли нам основательно подготовиться к предстоящему испытанию.
С тех Олимпийских игр, где Россия была представлена только тюменскими стрелками, команда Филиппова привезла 17 медалей, в большинстве – золотых. Правда, соревновалась она не в самой крутой категории. Зато самому Виктору удалось завоевать «золото» в абсолютном первенстве. Этот свой максимальный успех он повторил и на чемпионате мира-95 в Австралии. В том же году самый меткий полицейский мира из России сумел удивить Америку. Россиян тогда впервые пригласили поучаствовать в открытом чемпионате США по стрельбе из боевого оружия среди полицейских, проходившем в Джексоне (штат Миссисипи).
По привычке местные «ковбои» особенно плотно опекали пришлых завсегдатаев своих чемпионатов – коллег из Германии и Канады, и тем снова не удалось «оседлать Пегаса». А вот впервые затесавшегося в иноземные ряды россиянина честолюбивые хозяева то ли проморгали, то ли недооценили. И были посрамлены. Сибиряк стрелял точнее лучших из них, и первенствовал сразу в двух упражнениях. Америка была шокирована: впервые чемпионом США, да ещё двукратным, стал иностранец! Как признался по возвращении домой возмутитель заокеанского спокойствия, его не столько утомило соперничество на стрельбище, сколько бесконечные интервью тамошним СМИ.
— Но усталость была приятной, — признаётся чемпион. — Вместе с золотыми медалями организаторы вручили мне пару пистолетов, однако предупредили: документов на вывоз их из страны нет, потому как они не рассчитывали на такое развитие событий. Так что, с лёгким сердцем подарил своему американскому другу Майклу Стагсу «Рюгер». А другой пистолет — «Митчелл», который я отдал ему на хранение, удалось вывезти только спустя пять лет, и он сразу же был поставлен на баланс областного ГУВД. После этого американцы, видя в нас достойных конкурентов, постоянно присылали приглашения, поскольку для них наше участие в национальном чемпионате стало считаться престижным. Но воспользоваться их приглашением нам удалось лишь однажды – в 2005 году. Тогда я выиграл в абсолютном первенстве упражнение «Дисвинглиш матч».
Подарок к юбилею сотворил в Альбукерке
Этот чемпионат стартовал недели за полторы до филипповского юбилея, так что «круче» подарка к собственному 50-летию трудно было представить.
— Да, мне снова вручили пистолет, только уже не серийный, а модернизированный, заточенный как раз под полицейскую стрельбу, но на сей раз он остался у организаторов на «вечное хранение», — грустно улыбается Виктор. — Дело в том, что оформить вывоз «Спрингфилда» необходимо было до конца соревновательного года. Мы же протянули резину и… прощай оружие.
По словам Филиппова, тот чемпионат впервые проходил на территории штата Нью-Мексико, а не Миссисипи, как до сих пор. В сравнительно сжатые сроки в городе Альбукерке было построено новое уникальное стрельбище из нескольких полигонов. На самом большом из них стрельбу могли одновременно вести более ста человек.
— Мы приехали на соревнования раньше всех из иностранцев – за две недели до их открытия, — рассказывает Виктор. — Дело в том, что, из-за отсутствия боеприпасов к револьверам «Смит-Вессон», у нас не было возможности тренироваться в России. К тому же, мы надеялись за это время подремонтировать своё оружие, которое за девять лет эксплуатации несколько поизносилось. На наше счастье, за несколько дней до турнира в Альбукерке прибыли специалисты нескольких ружейных фирм, в том числе и «Смит-Вессон», оружейников которой мы использовали на полную катушку. Кудеснику, который дал вторую жизнь нашим револьверам, я перед отъездом подарил свою форменную парадную фуражку.
Практически всех сильнейших спортсменов, прибывших на турнир из Германии, Чехии, Канады, мы хорошо знали. А вот кого увидели впервые, так это стрелков из Венесуэлы, но, честно говоря, особо серьёзных соперников среди них не оказалось. Очень много знакомых американцев встретили. С некоторыми доводилось соперничать ещё в 95-м. Я уже не говорю о тех, с кем постоянно общались на чемпионатах мира и Всемирных играх полицейских. Те, по обыкновению, первым делом радостно бежали к нам – пофотографироваться, обменяться сувенирами…Словом, отношения у нас с ними были самые тёплые, даже, можно сказать, дружеские. И никакой политики. Первое, что они всегда у нас спрашивают — «Какая нужна помощь?».
В Альбукерке у нас, прежде всего, была потребность в полноценных тренировках. И нам выделили время на соседнем стрельбище (на новое не пускали даже хозяев), где мы имели возможность стрелять с утра до вечера, не испытывая извечной нашей проблемы с боеприпасами. На этом чемпионате мне удалось показать очень высокий результат – 598 очков из 600. Американцы подходили ко мне – искренне восхищались, жали руку… И никакой зависти. Кроме меня, Россию на этих соревнованиях представляли Александр Страдчук и Владимир Ядрышников, который, выступая в группе «Эксперт», выиграл золотую медаль в престижном упражнении «Полит Пистол Комбат». А в командном зачёте мы с ним, соперничая чуть ли не с сотней дуэтов, заняли третье место – уступили только первым номерам из национальных сборных США и Канады.
Коварство хитрых «шейхов» не сработало
Самым дорогим трофеем из своей наградной коллекции, насчитывающей более двух сотен медалей (в основном высшей пробы), наш титулованный земляк считает «золото», добытое на Всемирных играх полицейских, которые проходили в 2000 году в Объединённых Арабских Эмиратах.
— На этих Играх хозяева нам здорово нервы попортили, — вспоминает Филиппов. — Перед отъездом, как это у нас заведено, созвонились с организаторами по поводу двухнедельных сборов. Пожалуйста, говорят, приезжайте, нет проблем. Но проблемы начались с первого же дня. У нас забрали оружие и заперли на стрельбище, пообещав завтра выдать. Как бы не так. Целую неделю нас «кормили завтраками», ссылаясь на распоряжение какого-то капитана Абдурахмана.
Наконец, получили своё оружие. А ещё патроны южноафриканского производства – с мощным зарядом и тяжёлой пулей, такими только слонов по сафари гонять (улыбается). Дважды выстрелил – разброс по всей мишени. А рядом тренируется арабская команда – расстреливает новёхонькие американские патроны. Как мы, дураки, сразу не догадались, что нам конкретно дают понять: ловить, мол, вам здесь нечего. Когда мы их коварство раскусили, решили искать патроны самостоятельно. Сперва вышли на нашего российского консула. Облом. Опять же препятствием для обещанного нам содействия стал всё тот же капитан Абдурахман. Перед этим «мифическим персонажем» оказался бессильным даже влиятельный местный шейх, к которому мы обратились за помощью через третьих лиц.
Тогда решили устроить рейд по стрелковым клубам, и в итоге вышли на совершенно шикарный, располагавшийся неподалеку от Абу-Даби (мы квартировали в Дубаи). В этом «сказочном оазисе среди песков» работала по контракту Галя Самитова, с которой мы одно время тренировались в Мытищах в составе сборной Союза. Слава богу, там нашлись подходяще патроны, за которыми велено было «заехать завтра». Заехали. Галя отводит меня в сторону (от ушей подальше) – так, мол, и так, был звонок из полиции: вам патроны не продавать, иначе нас лишат лицензии.
Вечером прошла жеребьёвка. Мне выпало стрелять в первую смену. Ладно, думаю, приду с утра на стрельбище, получу оружие, выйду на огневой рубеж, а там будь что будет – вдруг удастся у кого-нибудь из иностранцев патроны прикупить. Так и поступил. Выхожу на огневой рубеж без патронов (меня поставили между двумя арабами), гляжу, американец по стрельбищу ходит. Делаю знак Сергею Путильцеву (наш переводчик) и пулей к нему. В «десятку» попал! Американец оказался классным парнем: выложил полторы сотни патронов и от денег отказался – «это презент чемпиону». Схватил патроны и бегом на огневой рубеж. Арабы, как увидели меня, счастливого, так у них сразу челюсти отвисли. Отстрелялся я, конечно, не идеально – приходилось подстраиваться под чужие патроны, но своих соседей-арабов из равновесия вышиб. Соревнования закончились – тишина, и никакой информации. Часа через два заглядываю в судейский шатёр – там чай пьют. Пытаюсь узнать результаты – руками машут: ещё, мол, не время. Ну, всё, думаю, засудят меня хитрые «шейхи». И вот началось награждение в абсолютном первенстве. Вызывают бронзового призёра, потом – серебряного… А дальше (после затянувшейся паузы) называют мою фамилию!!!
Из досье
Выпускник столичного института физкультуры, полковник МВД в отставке Виктор Филиппов родился в 1956 году в Комсомольске-на-Амуре, но с трёхлетнего возраста стал тюменцем. Срочную службу проходил в Подмосковье, где и начал заниматься пулевой стрельбой у заслуженного тренера СССР Виктора Михайлова. Был серебряным призёром СССР в личном зачёте и двукратным чемпионом – в командном, рекордсменом Советского Союза, Европы и мира в командном зачёте. В 1984 году в составе национальной сборной готовился к Олимпийским играм в Лос-Анжелесе, которые, как известно, советское правительство бойкотировало. В 1986-м вернулся в Тюмень, где создал команду ГУВД, которая с 1994 года начала успешно представлять МВД России на международных соревнованиях по стрельбе из боевого оружия. Сам Виктор Филиппов – многократный победитель чемпионатов мира и Всемирных игр полицейских. Завершил спортивную карьеру в 2017, выиграв в американском Лос-Анджелесе «золото» Всемирных Игр полицейских и пожарных.