Рубрики
Виды спорта Герой обложки Июнь 2021 №1(1) Олимпиада Скалолазание

«Я каждую минуту буду помнить, что я – спортсменка из России»

Начиная рассказ о Юлии Каплиной, очень хочется назвать её первой из первых. Тем более что это определение будет верным до единой буквы: в 2019 году Юлия завоевала Олимпийскую лицензию на отборочных соревнованиях, проходивших в Тулузе, и стала на тот момент единственной скалолазкой в составе Олимпийской сборной нашей страны.

Текст: Виктория Ермакова. Фото: из архива Юлии Каплиной

Мечтать об олимпийских стартах Юля начала ещё в 2016 году, как только узнала, что скалолазание включили в состав Токийских Игр. И, тем не менее, осознав выпавшую ей ответственность, признаётся, что немного испугалась. Всё-таки коронная её дисциплина – скорость. А на предстоящей Олимпиаде все до единого спортсмены-скалолазы будут участвовать в многоборье. То есть, должны показать результат и в скорости, и в трудности, и в боулдеринге – серии коротких трасс максимальной сложности, которые проводятся без страховки. Кроме того, появилось понимание другой, не менее важной задачи: презентовать скалолазание так, чтобы зрители его полюбили и сочли достойным пополнением Олимпийской программы. Чуть спокойнее Юлии стало, когда в прошлом году команда российских скалолазов пополнилась ещё двумя сильными спортсменами: путёвки на Олимпиаду получили Алексей Рубцов из Москвы и Виктория Мешкова из Екатеринбурга. Теперь этой тройке предстоит отстаивать честь нашей страны в Японии, где в нынешнем году – тут я не побоюсь повториться, поскольку это, действительно, долгожданное событие – скалолазание дебютирует как олимпийский вид спорта.

В ожидании главных стартов Юлия шутит: — «Наверное, самое сложное, что нам предстояло сделать, мы уже сделали – отобрались на Игры. На отборочных этапах конкуренция была огромная – за эту честь боролись многие и многие замечательные спортсмены. А на Олимпиаде нас будет всего двадцать, и только восемь выйдут в финал. Почти всех своих соперников я давно знаю – встречалась с ними на соревнованиях. Естественно, это очень подготовленные ребята – настоящая элита мирового спорта».

Чтобы читателю было легче понять, что такое элита скалолазания, представлю свою собеседницу. Тюменка Юлия Каплина – многократная победительница соревнований самого высокого уровня в лазании на скорость, обладательница ряда мировых рекордов. В 2016 году она завоевала Кубок мира, в 2017 стала победителем Всемирных игр. Становилась серебряным и бронзовым призёром в своей дисциплине на чемпионатах мира. Сегодня, когда до Олимпийских стартов идёт обратный отсчёт времени, Юля опять вся «на скорости». Она появилась у нас в редакции в перерыве между уроками английского и тренировкой, а через пару дней ей уже предстояло сорваться с места и улететь в Австрию, где должны состояться два этапа Кубка Европы, а следом — в Швейцарию на этап Кубка мира. Настрой на этот предолимпийский рывок, естественно, боевой: в прошлом году, когда в связи с пандемией крупные старты постоянно отменялись или переносились (удалось провести только чемпионат Европы в Москве), спортсменам не хватило соревновательного драйва. Сейчас, когда жизнь возвращается в прежнюю колею, им предстоит хорошая разминка перед Олимпийскими играми. Наверное, именно поэтому наше интервью с Юлией тоже носило характер быстрых вопросов и таких же быстрых ответов:

— Кого считаете самыми опасными соперниками на Олимпиаде?

— Японцев, у них максимальная квота – два молодых человека и две девушки. От США тоже будут четыре человека. Сильнейшие представители едут от Италии, Канады, Словении. Да и спортсмены других стран – это всё тот же «топовый» уровень. Кстати, олимпийскую лицензию получили скалолазы из Африки и Океании – мы с ними ещё не боролись, не знаем, чего от них ожидать.

— Пандемия ещё не побеждена, и в Японии на трибунах не будет приезжих болельщиков. Это дополнительная трудность для тех, кому предстоит выступать?

— Как я понимаю, там будут японские зрители. А на любых соревнованиях местная публика, даже болея за соотечественников, всё равно поддерживает остальных спортсменов. Так что реакцию трибун мы обязательно почувствуем. К тому же трансляции соревнований помогут держать связь с теми, кто переживает за нас в России.

— Обидно дебютировать в условиях, когда запрещена символика нашей страны и её гимн?

— Да, но скажу за себя: я каждую минуту буду помнить, что я – спортсменка из России.

— Несколько слов о том, как для вас всё начиналось: знаю, что до скалолазания были и танцы, и художественная гимнастика – и вдруг такой силовой вид спорта, далёкий от творчества…

— Да нет, скалолазание – очень творческий вид! Ведь первым делом, подходя к стене, ты мысленно рисуешь предстоящую трассу, рассчитываешь, как проще и быстрее её пройти.

— А я в одном из ваших предыдущих интервью читала, что вы пришли в него, чтобы не заниматься лыжами.

— В этом есть доля правды. Дело в том, что у меня очень спортивная мама. Вместе с ней я с самого детства бегала, подтягивалась, знала все базовые упражнения. И когда она увлеклась лыжными пробежками, у меня появилась перспектива: каждые выходные её сопровождать. Независимо от настроения. Вот тогда я и сказала: любой вид спорта, кроме лыжного! Я не имею ничего против лыж, но в детстве кататься на них не любила.

 — А как узнали про скалолазание?

— От дяди. Я пришла в «Алькор», тогда совсем ещё небольшой клуб. Там на входе была стена-скалодром высотой четыре с половиной метра. И у меня с первого раза получилось залезть по ней до потолка. Вообще-то я всё детство любила лазить по деревьям, по заборам. Сказывалось спортивное воспитание Галины Леонтьевны, моей мамы.

— Она не расстроилась, что не удалось сделать из вас лыжницу?

— Нет, конечно! Она сама по-прежнему катается: зимой на лыжах, летом на велосипеде. Гуляет с собакой, а когда я уезжаю на соревнования и оставляю ей свою, то и с двумя. Она невероятно активная. Проблемы со зрением не позволили ей заниматься спортом профессионально, но образ жизни, который она ведёт – очень здоровый и очень спортивный!

— Юлия, вы пришли в скалолазание в двенадцать лет. Я так понимаю, что прежняя физическая подготовка как раз и легла в основу успехов в этом виде спорта. Или у этого успеха была ещё какая-то составляющая?

— Мне повезло в том, что моим тренером стал Сергей Сергеевич Сергеев – удивительный человек, который вывел тюменскую школу скалолазания на мировой уровень. Он не только потрясающий организатор, но и тонкий психолог. Никогда на меня не давил, никогда не заставлял. В четырнадцать-пятнадцать лет мне не хотелось всё время проводить на занятиях. Я их пропускала, потом плохо выступала, а когда снова приходила в клуб, он очень спокойно спрашивал: ну, что, Юля, будем тренироваться? Да, это необыкновенный наставник – всегда знает как надо помочь, подсказать, поддержать.

— А когда пришло понимание, что вы действительно занимаетесь делом, в котором хотели бы расти дальше?

— Довольно поздно, причём в сложный момент. После окончания школы поступала в Тюменский нефтегазовый университет (по первой специальности я инженер-геолог), и тогда же, в 2011-ом впервые поехала на первенство мира и там стала пятой. А годом позже, после окончания первого курса попала во взрослую сборную, и в её составе отправилась на чемпионат мира – он проходил в Париже, на стадионе Берси, где собралось двенадцать тысяч зрителей. Вот тут, наверное, и произошла переоценка: я увидела, насколько в Европе популярен этот вид спорта, какие там пробиты маршруты в настоящих скалах, какие сооружаются скалодромы, причём повсеместно – при школах, при вузах. Такие у нас в стране только недавно начали строить… На этом чемпионате я заняла второе место и решила: всё, дальше занимаюсь серьёзно!

— И вот на Олимпиаду едет девушка из Тюмени – города, где и настоящих скал-то поблизости нет!

— Ну, это как раз не страшно! Между прочим, по-английски наша дисциплина называется «спортивное лазанье». Все соревнования проходят сейчас на искусственном рельефе, чтобы их участники находились в равных условиях. На природу, впрочем, мы тоже выезжаем потренироваться – в Крым, на Урал…

— География соревнований очень широкая. Успели за это время посмотреть мир?

— Да, стараемся, насколько хватает времени, знакомиться со странами, которые посещаем. Не всегда, правда, это удаётся. В Колумбии в 2013 году провели десять дней, но там, видимо, была неспокойная обстановка: нас никуда не отпускали, команду повсюду сопровождал вооружённый охранник. Даже когда мы обедали в специальном большом шатре, по его периметру стояли военные.

— А в Японии до этого случалось бывать?

— Приходилось выступать в Южной Корее, в Китае, в Японии. Восток, действительно, интересен. Китайцы очень любят скалолазание, развивают его, к тому же там есть настолько красивые и уютные города, что хочется туда возвращаться. В Японии я была дважды на коммерческих стартах, и чемпионат мира 2019 года тоже там проходил. И опять же еду туда с огромным удовольствием: там приятные приветливые люди, все знают английский язык – это даёт возможность легко с ними общаться. А ещё мне нравится, что японцы, с одной стороны, очень современные, с другой — бережно сохраняют свою древнюю и уникальную культуру.

 

 

 

 

Рубрики
Виды спорта Дела федеративные Дзюдо Июнь 2021 №1(1)

На олимпийском турнире в Токио поборются три тюменских дзюдоиста

О том, что на Играх в Токио в состязаниях по дзюдо выступят сразу три представителя нашего региона, узнал буквально на следующий день после объявления состава олимпийской команды. Сию «горячую» новость выдал мне наставник этого самого «трио», заслуженный тренер страны Николай Хохлов, которого 22 июня случайно встретил в ЦОП «Тюмень-дзюдо». Конечно же, «отстреляться» одним лишь «телетайпным сообщением» обладателю высшей награды ФДР «Золотой пояс дзюдоиста» не удалось.

Текст: Сергей Ковальчук. Фото: из архива ЦОП «Тюмень-дзюдо»

— Да, состав олимпийской сборной по дзюдо объявили только вчера, — повторился Хохлов, — наш Центр в ней будут представлять Муса Могушков, Наталья Кузютина и Дарья Давыдова. 25 июня команда завершает сбор в Сочи, 30-го «сборники» получат экипировку и первого июля улетят в Кемерово, где пройдёт первый этап подготовки (акклиматизация). Второй её этап начнётся девятого июля во Владивостоке, откуда тремя партиями олимпийцы будут выдвигаться в Токио.

Первой из тюменских дзюдоистов на татами выйдет Наталья Кузютина – призёр чемпионата мира-2019 проведёт свой стартовый поединок 25 июля. Она, замечу, стала единственной из россиянок, выступавших в весовой категории до 52 кг, кто набрал необходимые для участия в Олимпийских играх рейтинговые очки. Во почему у неё среди соотечественниц конкурентов не было – она едет в Токио без отбора. Та же картина и с Дарьей Давыдовой, выступающей в категории до 63 кг – она также вошла в мировой рейтинговый список из восемнадцати спортсменок и получила персональную путёвку на Игры. Дарья проведёт свою первую схватку 27 июля.

А вот Могушкову за право выступить на олимпийском турнире пришлось изрядно потрудиться. В «отборочном» году Муса стал призёром чемпионата Европы и принял участие во всех четырёх турнирах Большого Шлема: один выиграл, на двух стал призёром, ещё на одном – пятым. У него первый поединок пройдёт 26 июля. Кстати, Могушков выступит и в смешанных командных соревнованиях («стенка на стенку») – эта дисциплина включена в олимпийскую программу впервые. «Стенку» каждой страны-участницы турнира составят три дзюдоиста (73 кг, 90 кг и свыше 90 кг) и три дзюдоистки (57 кг, 70 кг и свыше 70 кг).

 

Что ж, будем с интересом наблюдать за дзюдоистскими баталиями на токийском татами – болеть за наших и «своих». А будет ли за кого болеть на следующих Играх, которые уже через три года примет Париж? На этот вопрос согласился ответить директор ЦОП «Тюмень-дзюдо», заслуженный тренер страны Сергей Кабанов.

— Сегодня в нашем центре занимаются 23 члена сборной России, каждый из которых становился в своей возрастной группе призёром либо первенства, либо чемпионата страны. Так что резерв спортивный у нас есть. Кто из них пробьётся на следующую Олимпиаду, предсказать невозможно, потому что по окончании токийских Игр начинается новый олимпийский цикл, который будет продолжаться не четыре, как обычно, а три года. Кому удастся за это время показать максимальный результат и отобраться на Игры-2024, тот на них и попадёт. Рассчитываем ли мы на удачу кого-либо из наших сегодняшних резервистов? Будем создавать ребятам и их тренерам все необходимые условия для качественной организации тренировочного и соревновательного процессов.

     — ЦОП «Тюмень-дзюдо» имеет богатый опыт проведения турниров самого высокого уровня. Планируете ли вы проведение таких в ближайшей перспективе?

— В условиях непрекращающейся пандемии строить какие-то планы не реально даже на короткий период. Тем не менее, федерация дзюдо России рассматривает сейчас календарный план на 2022 год, и в нём стоят, причём, с указанием сроков проведения, все главные турниры – это первенства России среди юношей до 18 лет, юниоров до 21 года и молодёжи до 23 лет, а также чемпионат страны среди взрослых. Поэтому, если ничего не помешает и эти планы будут реализовываться, то, конечно, мы будем рассматривать вопрос о возможности проведения у нас тех или иных турниров.