- 3 ноября, 2021
- 16:21
Секрет долгой творческой жизни автора «Войны и мира»
Текст: Сергей Надеждин. Фото: открытые источники
Лев Николаевич Толстой прожил долгую жизнь и ни разу серьёзно не болел. Секрет прост – русский классик всегда бережно относился к своему здоровью, поэтому занятия физкультурой и спортом входили в его ежедневное расписание.
С детства и до старости Толстой каждый день делал зарядку, поднимал гири и не забывал про турник, на котором в расцвете сил крутился, как настоящий гимнаст. Любил косить, копать, пилить… Важной частью жизни графа были пешие прогулки и путешествия. Известно, что он регулярно ходил пешком из Москвы в Ясную Поляну (190 км), совершал пешие паломничества из Ясной Поляны в Оптину пустынь (150 км), а также из Москвы в Троице-Сергиев монастырь (80 км). Причём не налегке, а неся всё необходимое за спиной.
Доподлинно известно, что Лев Николаевич оставил о себе память не только, как лихой ездок, но и как силач. Отец выдающегося математика А. Н. Крылова, служивший в 14‑й артиллерийской бригаде, той самой, где воевал Толстой, вспоминал, что писатель ложился на пол, на руки ему ставился мужчина пудов в пять весом, и он, вытягивая руки, подымал его вверх. А в перетягивании палки ему вообще не было равных. Так что силой Лев Николаевич обладал незаурядной, и даже в восьмидесятилетнем возрасте ни один из молодых людей, гостивших в Ясной Поляне, не мог одолеть старика в упражнении: кто чью руку быстрее положит на стол. Конечно, в те далекие времена сию забаву ещё не называли армрестлингом, но этот старинный вид единоборств считался отличным мужским занятием, способным воспитать выдержку и силу.
На 67‑м году жизни Толстой освоил велосипед, который стал самым большим увлечением писателя. Его новое спортивное хобби восторженно встретила общественность. Московский журнал «Циклист» сообщал: «На прошлой неделе мы видели его катающимся в манеже в своей традиционной блузе. Искусство владеть велосипедом графу далось очень легко, и теперь он ездит совершенно свободно». А это уже из американского научно-популярного издания Scientific American: «Граф Лев Толстой… теперь катается на велосипеде, приводя в изумление крестьян в своём поместье». Реакция окружающих Толстого не смущала: он обучил езде своих детей, а сам с удовольствием позировал около велосипеда для фотографии. Великого писателя избрали почётным президентом русского общества велосипедистов. Ему был подарен велосипед английской фирмы «Ровер».
Лев Николаевич любил русские народные игры и с удовольствием сражался в городки. А ещё он оборудовал в Ясной Поляне один из первых в России теннисных кортов, хотя популярным этот вид спорта в России тогда ещё не был. Как и Тургенев, Толстой был сильным шахматистом. На многих фотографиях Лев Николаевич запечатлён в момент обожаемой им игры, которая, по его мнению, тренировала память, ум, смекалку и выдержку. Очень любил Толстой конькобежный спорт, и в 70 лет побеждал в беге на коньках гостившую в Ясной Поляне молодёжь. Отличную физическую форму писатель поддерживал до глубокой старости. В 82 года за день совершал верхом прогулки по 20 километров и более. Он писал: «…при усидчивой умственной работе без движения сущее горе. Не походи я, не поработай ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звёзды какие‑то, а ночь проводится без сна».
Спортивные увлечения не были чужды и персонажам произведений Толстого. Так, героиня «Анны Карениной» Кити была любительницей покататься на коньках, а Вронский обожал верховую езду и участвовал в скачках. А это авторские строки из романа «Война и мир» о его любимом герое Андрее Болконском: «Князь Андрей в высшей степени соединял все те качества, которых не было у Пьера и которые ближе всего можно выразить понятием — силы воли… Несмотря на своё несильное на вид сложение князь Андрей мог переносить физическую усталость гораздо лучше самых сильных людей»…
В лирической повести «Юность», описывая себя самого от лица трепетного и наивного мальчика Николеньки Иртеньева, Толстой формулирует двадцать обязательных физических упражнений, которые нужно выполнять, чтобы стать сильным. Впоследствии, ведя дневник, Толстой всегда много времени отводил описанию своих спортивных занятий. К сожалению, во времена Льва Николаевича спорт не считался достойным занятием для аристократа, и ему приходилось иногда лукавить, говоря посторонним, что он занимается английским языком, а сам тем временем занимался гимнастикой.