Неучтённый «Робин Гуд»

     Согласно официальным данным, в Х Всероссийских соревнованиях по биатлону на призы губернатора Тюменской области (Уватская гонка) участвовали семь заслуженных мастеров спорта. Фактически же их стартовало восемь. «Неучтённым» оказался выступавший за Ханты-Мансийский округ Андрей Марков.

Текст: Сергей Пахотин. Фото: из архива автора

Своим знакомством с обладателем одиннадцати золотых медалей мировых чемпионатов по ачери-биатлону (от классического отличается тем, что мишени на огневых рубежах поражаются выпущенной из лука стрелой) я обязан главному тренеру биатлонной сборной ХМАО Валерию Павловичу Захарову. Это он сообщил мне о наличии в его команде титулованного «Робин Гуда» и рассекретил его стартовый номер. Так что, пока мои коллеги из других СМИ отслеживали лидеров отечественного биатлона, я хладнокровно «пас» не претендовавшего на высокие места 24-летнего супер-ачериста. Наш разговор состоялся вскоре после финиша первой гонки.
— Честно говоря, в классическом биатлоне я нынче выступаю впервые после шестилетнего перерыва, — проинформировал Андрей, видимо, решив подстраховаться от вполне естественного вопроса по поводу своего далеко не мастерского результата. – А вообще-то этим видом спорта я начал заниматься ещё в шестом классе. Был чемпионом Москвы среди учащихся ДЮСШ.
     — А в ачери-биатлон как угораздило попасть?
     — Первое с ним знакомство состоялось, когда я уже учился в спортивном колледже и тренировался в школе олимпийского резерва. Как-то на учебных сборах увидел стрелявшую из лука девчонку. Мне стало интересно. Подошёл. Познакомился. И пару раз стрельнул – всё мимо. Пыл, конечно, сразу поостыл.
А потом грянул дефолт 98-го года. Интерес к биатлону стал угасать, потому как заниматься им стало всё проблематичнее: винтовок не хватало, патронов – в обрез… Тут-то я и вспомнил про свой «одноразовый» опыт. И 26 декабря того же года (дату эту запомнил чётко) провёл первую свою тренировку под руководством Булата Санданова. Сам он – «чистый» лучник. За ним до сих пор рекорд России числится в стрельбе на 70 метров, и я, наверное, часа три душу отводил. На следующий день все мышцы болели, но это не отбило у меня охоту заниматься.
Дела шли неплохо. И уже через пару недель тренировок я сделал к своему дню рождения подарок – стал вторым на открытом чемпионате Москвы. А спустя ещё месяц успешно выступил на отборочном турнире к чемпионату мира во Франции…
     — Где завоевал свою первую золотую медаль?..
     — Увы, во Францию я не съездил – с паспортом проблема некстати возникла. А в 2000-м выступил на юниорском чемпионате Европы в Поклюке (Словения), где завоевал две «бронзы» — в индивидуальной гонке и в пасьюте. Впрочем, других видов в программе этого турнира и не было. С тех пор правила совершенствовались, и сейчас они походят на биатлонные. Правда, некоторые отличия всё равно остались. Во-первых, дистанции на 2,5-7,5 км короче. Потом, на огневых рубежах у нас не пять, а четыре мишени. Стрельба по этим резиновым «блинам» диаметром 16 см ведётся стоя и с колена, и с более близкого, чем в классическом биатлоне расстояния – с 18 метров. На всю стрельбу ачери-биатлонисту выдаётся 8, 12 или 16 стрел (в зависимости от вида дисциплины). Ещё по одной дополнительной на каждый рубеж он получает, выступая в эстафетной гонке.
     — Андрей, давай вспомним твой «золотой» дебют мирового уровня…
     — Он состоялся на чемпионате мира в Польше в марте 2001 года. Я только-только начал выступать за взрослую сборную России. После европейского чемпионата, проходившего месяцем раньше (там я завоевал серебряные медали в спринте и эстафете), чувствовал себя неважно и, честно говоря, на успех не рассчитывал. На дистанцию индивидуальной гонки ушёл третьим или четвёртым – уже точно не помню. Зато никогда не забуду преследовавший до самого финиша шквальный боковой ветер – чуть с ног не сбивал.
В общем, на первых двух рубежах, в отличие от основных своих соперников, стартовавших позже, я безбожно мазал. Ну, думаю, всё, пропал. Всё же четыре промаха – не шутка… В гонке у нас за каждый промах минуту к показанному результату добавляют. Но паническое настроение подавил быстро. Собрался и вторую половину дистанции прошёл как надо. А вот у моих конкурентов, похоже, запала не хватило – на последних рубежах стрельба у них разладилась. Словом, у занявшего второе место я в итоге выиграл 15 секунд.
Интереснейшей получилась гонка преследования. В борьбе за третье место судьи так и не смогли определить победителя – решили вручить «бронзу» и мне, и французу. Эстафетное «золото» досталось нам.
Через год из Поклюки я уже привёз три золотые (в спринте, пасьюте и эстафете) и одну серебряную (в индивидуальной гонке) медали мирового чемпионата. Ещё три «золота» завоевал в 2003 году на чемпионате мира в Германии – в пасьюте, масстарте и эстафете, плюс «серебро» — в спринте. И на нынешнем чемпионате выиграл спринт и пасьют. Первыми финишировали и в эстафетной гонке…
     — У тебя в сборной страны есть достойные конкуренты?
     — Ещё какие (улыбается)! Я, кстати, в этом году на Всероссийских соревнованиях выиграл лишь однажды. Очень сильный парень из Орла – Игорь Борисов. В лыжных гонках (в отличие от стрельбы) ему нет равных. Так что при удачной стрельбе он недосягаем. Ваня Масленников хорош. Раньше мы с ним выступали за один клуб, а потом наши дороги разошлись: я попал в Ханты-Мансийск, он – в Ярославль. Теперь мы с ним за разные регионы бьёмся. Ваня – надёжный эстафетчик.
     — А в ачери-биатлоне Кубок мира разыгрывается?
     — Конечно. Правда, этапов поменьше, чем в классическом биатлоне. В минувшем сезоне, например, их было пять, в нынешнем – четыре.
     — И кому достаётся главный трофей?
     — Последний кубок недавно вручили мне – он уже в Ханты-Мансийске стоит. Кстати, третьим в общем зачёте стал нынче Максим Меньшиков, тоже выступающий за Ханты-Мансийский округ. А между нами вклинился опытный 31-летний словенец Андрей Зупан.
     — Так, говоришь, Захаров заставил тебя вспомнить «классику» …
     — Побудил (смеётся). Я к его ребятам в июле присоединился. Тягаться с ними тяжеловато было. Но постепенно втянулся в тренировочный режим и к осени уже мог с ними конкурировать. Считаю, что тренировки с захаровскими биатлонистами здорово мне помогли.
     — А как в Хантах со стрельбой выкручиваешься?
     — Лук и стрелы с собой привёз. Как, впрочем, и установку с откидывающимися мишенями, которую сам сконструировал. Очень удобная штука. Я её на все сборы с собой возил. А здесь она просто незаменима.
     — Как ты считаешь, у ачери-биатлона есть олимпийская перспектива?
     — Думаю, что наверняка. У зимнего.
     — А что, и летний прижился?
     — В прошлом году уже первый чемпионат мира прошёл.
     — Чем думаешь заняться после ухода из большого спорта?
     — До расставания с ним ещё далеко. А вообще-то по специальности я – тренер по лыжным гонкам и биатлону, закончил Московскую госкадемию физической культуры. Возможно, в будущем займусь тренерской работой. А может, ударюсь в строительный бизнес.
     — ?!
     — В тяжёлые времена я зарабатывал деньги, и неплохие, отделкой квартир. Сначала начитался всякой спецлитературы. Потом попрактиковался на своём жилье. А затем уже работал по заказам.
     — Не забыл ещё это ремесло?
     — Если что и подзабыл, вспомнить – пара пустяков.

P.S. от автора

Это эксклюзивное интервью, добытое в ходе очередной спонтанной работы с неиссякаемым личным архивом, датируется 2004-м годом. После его прочтения обуяло жгучее желание узнать о судьбе югорского ачери-биатлона и его титулованного лидера. Позвонил по «горячим следам» в Ханты-Мансийск Захарову, сосватавшему мне тогда в Увате своего засекреченного «Робин Гуда» — «в лидерах Андрюхи не будет, так что твои коллеги им не заинтересуются». Напомнив Валерию Павловичу о тех событиях и поблагодарив его за «презент» 17-летней давности, полюбопытствовал: прижился ли (как поживает) у них экзотический вид спорта? Оказалось, ачери-биатлон в Хантах после переезда его организатора «на юга» постепенно сошёл на нет, прекратила своё существование и возглавляемая Марковым окружная федерация стрельбы из лука. О дальнейшей же судьбе его самого ничего узнать не удалось даже в окружном центре спортивной подготовки. Тогда отправился путешествовать по Интернету, на просторах которого удалось найти много чего интересного.

     Например, информацию о свадьбе героя моей ретро-публикации, состоявшейся в феврале 2007-го в центре лыжного спорта города Рыбинска, уроженкой которого была его 19-летняя избранница Анастасия. Впрочем, сам факт супружества Андрея был для меня не нов – со своей женой он познакомил меня пару лет спустя после регистрации брака. Случилось это во время торжественного вечера по случаю завершения, проходившего в столице Югры финального этапа Кубка мира по биатлону. В архиве отыскал памятное фото (оно перед вами) с четой Марковых. В декабре того же 2009-го, если верить интернету, Андрей Марков был назначен «руководителем управления по проведению соревнований по биатлону на Играх в Сочи», а с 2011 года «возглавлял расположенный в Сочи олимпийский комплекс по лыжным гонкам и биатлону «Лаура». С 2015-го «являлся руководителем управления АНО «Организационный комитет «Россия – 2018»; с июля 2017-го входил в состав регионального оргкомитета по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу в Краснодарском крае. Завершу же свой беглый отчёт о целевом путешествии по лабиринтам Глобальной Сети красноречивым фрагментом публикации РБК Pro, датируемой 24 января 2019 года: «Власти Краснодарского края определились с кандидатурой нового министра физической культуры и спорта региона. Краевое ведомство возглавил Андрей Марков, которому 24 января исполнилось 39 лет».

 

Энциклопедический словарь «МП»

Ачери-биатлон, являющийся дисциплиной стрельбы из лука, имеет глубокие исторические корни в культуре разных народов, в особенности северных – древние наскальные рисунки, изображающие лыжника с натянутым луком, относятся к XІІ в. до н.э. Спортивный облик древнему увлечению, коим в 1975 году «заразились» французы, придали итальянцы. И спустя восемь лет в итальянской Антерсельве прошёл чемпионат мира по биатлону среди юниоров. В 1991 году Международная федерация стрельбы из лука (FITA) включила ачери-биатлон в программу состязаний лучников. В 1998-м в Когнэ (Италия) по нему был проведён первый чемпионат мира с участием спортсменов из 11 стран.

В 2000 году Международный союз биатлонистов (IBU) и FITA основали комитет, который ввёл новый свод правил и упорядочил процесс организации и проведения соревнований. C 2006 года FITA является единственной международной организацией, ответственной за развитие ачери-биатлона, который теперь развивается во многих европейских странах, а также в Японии, Америке и Новой Зеландии. Дисциплины в нём те же, что и в биатлоне классическом, но отличаются длиной дистанции. В гонке с общего старта мужчины преодолевают 10 км, женщины – 7,5; в спринте – (соответственно) 7,5 и 6 км, в пасьюте (гонка преследования) – 10 и 8 км. В индивидуальной гонке мужчины стартуют на 12,5 км, женщины – на 10. Стреляют на четырёх огневых рубежах и из двух положений (поочерёдно): стоя и с колена. За каждый промах ко времени прохождения спортсменом дистанции прибавляется одна минута. Эстафетная гонка для мужчин и женщин проводится по программе женского спринта, то есть, каждый этап (у мужчин их – 4, у женщин – 3) включает прохождение дистанции 6 км с двумя стрельбами, но на каждом рубеже у спортсменов есть по одной запасной стреле. Во время прохождения дистанции правилами соревнований разрешается взять с собой маленький ремонтный комплект. Если лук повреждён в течение соревнований так, что невозможно перевозить его в правильной позиции, разрешается нести его в руке до стрельбища. Все стрелы, включая запасные на эстафете, спортсмен несёт сам. Участник соревнований может ремонтировать лук во время гонки, но на протяжении всей дистанции он не должен получать какой-либо помощи со стороны.

В России ачери-биатлон начал развиваться с 1997 года – тогда на базе московской спортивной школы по биатлону «Тушино» и стрелкового клуба «Тверской» группа тренеров-энтузиастов взялась обучать стрельбе из лука биатлонистов и лыжников. Одновременно началась подготовка спортсменов в Башкортостане и Забайкалье. В январе 1998-го состоялся открытый чемпионат Москвы по ачери-биатлону. По итогам этих соревнований была сформирована сборная России, которая приняла участие в первом чемпионате мира, не принесшим нашим спортсменам медалей. А в марте этого же года прошёл первый чемпионат страны, участниками которого стали спортсмены из Москвы, Башкортостана, Читинской и Самарской областей.

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *