Кроссовки как элемент культового гардероба и обувь будущего

Мода и спорт партнёры? Несомненно, и уже давно. Но в этом тандеме моде отведена ведущая роль. Вы спросите, почему? Ответ прост: она старше, мудрее и опытнее. Её сущностью пропитана история человечества и его деяний. У неё характер капризной дамы с ненасытной жаждой к переменам и первенству. Может быть именно эти качества и роднят её со спортом?

Текст: Людмила Шешенина

Мои любительские раскопки – не более чем иллюстрации на эту тему. Для начала я покопалась в своём шкафу, чтобы понять, насколько я сама причастна к тому, что называю альянсом моды и спорта. Долго искать не пришлось: футболки, куртки, джоггинги, шорты, кроссовки. И всё это не для спорта, а для обычных будней. Если сравнить этот список с другим, где вещи не имеют никакого отношения к спорту, то первый окажется в явном проигрыше. И всё же… Мода так яростно прибрала к рукам значительную часть спортивной экипировки, что большинству из нас пришлось это просто принять. И тем, кто следит за модными движениями, и тем, кто их игнорирует. А лидером импровизированного рейтинга я самовольно назначила кроссовки. И вовсе не потому, что они у меня фирменные и сделаны из жёлтой замши, а по причине их очевидного первенства в светском гардеробе. Ведь благодаря им наши вечерние платья, не говоря о повседневных, выглядят уже не бабушкиной прихотью вчерашнего дня, а «крутым» трендом.

Нас не надо знакомить с ведущими фирмами-производителями этой обуви, они хорошо известны: это Nike, Adidas, New Balance, Reebok, ASICS, Puma, Timberland и т.д. Но и отдельные дизайнеры и художники встают с ними в ряд, если им удаётся выйти за привычные стилистические рамки. Так, например, Том Сакс (современный художник) вместе со специалистами NASA придумал в 2012 году модель кроссовок из необычного материала – вектрана, и назвал их MARS YARD (Марсианский дворик). Вектран, суперпрочный материал, из которого делают подушки безопасности, понадобился для работы в специальных лабораториях, имитирующих поверхность Марса. Таким образом, можно считать, что уже выполнен проект по производству обуви будущего, когда человечество будет готово сделать свои первые шаги на Марсе. И этой обувью станут именно КРОССОВКИ.

Можно только гадать, сколько средств и ресурсов тратится на такие проекты. Но космической стоимостью могут похвастаться и вполне земные решения. Вот лишь некоторые примеры. Бренд BICION под логотипом Mache Сustom Kicks совместно с дизайнером Дэном Гэмэчем выпустили модель под названием «огненная обезьяна», превратив её в настоящую драгоценность, добавив белое золото и бриллианты в задник кроссовок и в подошву. Суммарный вес драгоценных камней составил несколько сотен каратов, а цена – 4 миллиона долларов. В сравнении с ними модель Nike под названием Undefeated Air Jordan 4, 2005 года, выпущенная лимитированным тиражом – всего 79 пар – выглядит преступно дешёвой: на аукционе её цена составила всего 935 000 рублей. Именно Nike поставляет на рынок одни из самых дорогих кроссовок, таких, например, как Nike Air Jordan 2 Eminem 2013 года (270000 рублей), редкие беговые экземпляры 70-х (437500 рублей) или такие как Nike Air One Galaxy 2012 года, стоившие на старте 14000 рублей, а сегодня уже 125000.

Чем громче звучат цифры, тем острее конкуренция и выше статус продукта. И вот кроссовки уже не просто спортивная обувь, и даже не обувь массового спроса, а элемент культового гардероба. Чтобы стать таковой, спорту понадобились профессиональные рельсы, а производителям – годы и десятилетия напряжённых исследований. Если бы мы составили список всех «заинтересованных» в этом процессе лиц, то в первую строку следовало бы вписать имя скобяных дел мастера Чарльза Гудиера, который, без преувеличения сказать, потратил почти всю жизнь на поиски формулы сверхпрочной резины, совершенно нового материала многоцелевого использования. В 1839 году ему наконец удалось открыть секрет стабильного каучука (смесь природного каучука, серы и свинцовых белил). А в 1844 году он подал заявку на патент своего изобретения, позже получившего название «вулканизация резины».

Но только в самом конце 19 века этот патент нашёл своего адресата в лице американской компании «U.S. Rubber Company», которая начала выпускать спортивную обувь с резиновой подошвой и верхом из крепкой парусины. Своё изделие компания назвала «Keds». В массовую продажу эти изделия поступили лишь в 1917 году, но уже под иным названием – «сникерсы», от английского «sneak» — подкрадываться. С тех самых пор производство спортивной обуви стало отдельной отраслью.

До 50-х годов прошлого столетия кеды, сникерсы, а позже кроссовки (кроссовые туфли) были прерогативой исключительно спортсменов. Но в 1955 на экраны США вышел фильм «Бунтарь без причины» с Джеймсом Дином в главной роли, герой которого появлялся в кадре только в кроссовках. Исследователи феномена кроссовок считают этот год началом их тотального спроса и повсеместного распространения. К 70-м кроссовки уже начали носить как модную обувь, и проводниками этой богемной привычки называют Вуди Аллена и Дастина Хоффмана.

В наше время кроссовки носит практически каждый: ребёнок, делающий первые шаги, пожилая леди, отправляющаяся в путешествие, домохозяйка, спешащая за покупками на рынок, манекенщица, переобувающаяся после показа haute couture, юная девушка надевает их на свидание, рок-музыкант – на сцену, актриса театра – на репетицию, и даже руководитель крупного офиса может себе позволить неформальную экипировку по особым дням, например, по пятницам… И всё же, совершенно неожиданно для себя, я столкнулась и с другим, несколько парадоксальным суждением, в котором кроссовки были названы обувью плохого вкуса. Я не стала разбираться в причинах столь категорического суждения, тем более, что в своей основной ипостаси – спортивной – кроссовки просто неуязвимы. Носите вы их или нет, коллекционируете редкие образцы или просто охотитесь за новинками, они – знак эпохи и культурного симбиоза. На производство «породистых» кроссовок (от проекта до исполнения) уходит в два раза больше времени, чем на вынашивание ребенка. А для успешного проекта в соавторство приглашаются звёзды спорта, как, например, в Nike, или создаются спецотделы с двумя десятками сотрудников, как в Adidas.

Но лучше всего о кроссовках сказал исследователь их истории Николас Смит в своей книге «История культовой обуви шаг за шагом»: «Они могут быть основой, вокруг которой мы собираем наш наряд, и тем, что мы надеваем в последнюю минуту перед выходом из дома».

Так не взглянуть ли ещё раз на нашу личную пару, купленную для утренних пробежек? И не выгулять ли её с широкими полосатыми брюками и свитером вместо спортивного костюма? Или с пальто размера оверсайз, с платьем в стиле сафари или с платьем-поло? Сегодня любой наш выход в кроссовках уже не эксперимент и не вызов моде, это всего лишь наша будничная обувь, для которой англичане, поклонники удобств, подобрали синонимы, которыми и мы при желании можем воспользоваться для разнообразия: «go-fasters», «trainers», «kicks».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *